Какие расходы, когда и в каком размере можно учитывать при расчете единого налога на УСН.
На УСН «Доходы минус расходы» на сумму затрат можно уменьшить налоговую базу. Чтобы оптимизировать налоги и легально сократить размер налоговой базы, расходы бизнеса должны отвечать ряду требований:
1. Расходы экономически обоснованы и направлены на получение дохода. Такие расходы называются целесообразными. Если вы торгуете булочками, вряд ли налоговая сочтет целесообразной покупку бетономешалки.
2. Расходы нужно подтвердить документами. Из документов должно быть понятно, что вы заплатили деньги и получили за них товар, материал или услугу:
- При покупке в розницу достаточно кассового чека, если в нем указан товар, цена, организация-продавец и сумма. Если кассовый чек содержит не всю информацию, попросите товарный чек.
- У организаций берите не только платёжные документы, но и накладные или акты приёмки услуги. Это требование Минфина, который считает, что уплаченные авансы не считаются расходами, поэтому одних платежных документов недостаточно.
- Сохраняйте документы, подтверждающие расход, не менее 4 лет.
3. Расходы должны входить в перечень, обозначенный в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса:
- приобретение, сооружение, изготовление и ремонт основных средств и нематериальных активов;
- арендные платежи;
- материальные расходы;
- оплата труда и больничных;
- обязательное страхование;
- НДС по оплаченным товарам;
- проценты за пользование чужими средствами;
- командировочные расходы.
Полный список смотрите здесь. Перечень закрытый, дополнять его нельзя.
4. Расходы должны быть оплачены. Они признаются по кассовому методу — после списания денег со счета или выдачи из кассы.

Расходы на покупку товаров для перепродажи можно учесть только после оплаты поставщику и реализации товаров покупателю. Имеет значение именно факт передачи товара покупателю, а не получение оплаты от него. Например, вы купили 1 000 банок консервированных шпрот 1 июля за 50 000 рублей. Все банки вы передали клиенту 10 июля — в этот день 50 000 рублей можно учесть в расходах.
Кроме того, если товар приобретался партиями по разным ценам, в расходах при продаже учитывается покупная цена каждой единицы товара. Такие расходы учитываются по последней из дат:
- дата оплаты поставщику (если вы взяли отсрочку на платеж),
- дата передачи товара клиенту — дата накладной или отчета о рознице.
Расходы на покупку основных средств списываются равными долями ежеквартально в течение одного календарного года. Первым кварталом считается тот, в котором основное средство введено в эксплуатацию. Первоначальная стоимость имущества включает в себя все затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию. Первоначальная стоимость делится на число отчетных дат, оставшихся до конца года. Полученная сумма берется в расход в каждом оставшемся до конца года квартале. Подробно об учете основных средств при УСН читайте здесь.
Пример. Если основное средство ввели в эксплуатацию 2 февраля 2021 года, то его стоимость нужно взять в расходы четырьмя долями: 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря. Если же ввод в эксплуатацию оформлен 12 июля, то расходы принимаются в два приема — 30 сентября и 31 декабря.
Расходы на рекламу при УСН
Расходы на рекламу бывают ненормируемые, такие расходы можно списывать полностью. Например:
- рекламные мероприятия через СМИ,
- световая и другая наружная реклама, изготовление рекламных стендов и щитов,
- участие в выставках, ярмарках, оформление витрин и выставок, изготовление рекламных брошюр и каталогов.
Нормируемые расходы на рекламу — это все остальные расходы на рекламу. Их можно взять в расходы при расчете единого налога в пределах 1% от выручки за период.
Пример. Затраты на призы в рекламном конкурсе, который проводился в первом квартале 2021 года, составили 2 000 рублей, а выручка за этот квартал — 97 000 рублей. Значит, при расчете единого налога расходы уменьшаются не на 2 000, а на 970 рублей.
Платите минимальный налог
Если вы применяете УСН «Доходы, уменьшенные на величину расходов» и единый налог составил меньше 1 % от суммы дохода за тот же период, вы платите не получившуюся сумму налога, а «минимальный налог» — 1 % от дохода.
Списать расходы, рассчитать налог автоматически, уплатить его и отчитаться налоговой декларацией легко в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия. Здесь вы можете вести бухучет, начислять зарплату, отправлять отчетность и пользоваться поддержкой наших экспертов. Первые 14 дней работы — бесплатно!