Учет основных средств

Основные средства (ОС) — это часть активов организации, которые участвуют в производственном процессе и при оказании услуг. Подробно ОС для целей бухучета описаны в п. 4 ФСБУ 6/2020, а для целей налогового учета — в ст. 257 НК РФ.

Основное средство по определению — недвижимость, транспорт, разнообразное производственное оборудование, инвентарь и т.п. Готовая продукция к основным средствам не относится. Чтобы попадать в категорию основных средств, имущество должно иметь срок полезного использования больше 12 месяцев и первоначальную стоимость выше лимита.

Налоговый учет ОС отличается для компаний на ОСНО и УСН. В этой статье мы рассмотрим компанию на ОСНО, а об учете основных средств для УСН читайте здесь.

Как определить стоимость основных средств (ОС)?

Определение первоначальной стоимости основного средства необходимо, чтобы корректно принять его к учету. По сути, это затраты компании на приобретение этого имущества. Порядок ее расчета прописан в п. 12 ФСБУ 6/2020 и ст. 257 НК РФ. В налоговом и бухгалтерском учете он различается.

В бухучете под первоначальной стоимостью понимают общую сумму капиталовложений в имущество, которые произведены до ввода ОС в эксплуатацию. Их перечень дан в п. 5 ФСБУ 26/2020:

  • Деньги, которые выплачены поставщику ОС по договору купли-продажи;
  • Затраты на строительство, сооружение, изготовление ОС;
  • Коренное улучшение земель;
  • Подготовка техдокументации;
  • Организация стройплощадки;
  • Авторский надзор;
  • Улучшение или восстановление ОС;
  • Затраты на доставку ОС до места и монтаж;
  • Пусконаладочные работы и испытание.

По НК РФ в первоначальную стоимость включаются расходы на покупку, изготовление или сооружение ОС, затраты на его доставку и подготовку к эксплуатации. Сюда также можно включить амортизацию оборудования, используемого в производстве ОС, зарплата и страховые взносы за рабочих-изготовителей, стоимость материалов и сырья и пр.

Если ОС было получено в дар, то стоимость определяется согласно среднерыночной цене на тот день, когда средство было принято к учету.

Важно помнить: компании на ОСНО не включают в первоначальную стоимость основных средств НДС.

Как принять к учету основное средство?

Первоначальная стоимость ОС накапливается на 08 счете «Вложения во внеоборотные активы». После предварительных работ (монтажа, строительства), основное средство официально вводится в эксплуатацию.

Записи:

  1. Дт 08 — Кт 60 (76) — на сумму договорной стоимости приобретения ОС, доставки, монтажа, установки (без НДС);
  2. Дт 19 — Кт 60 (76) — на сумму НДС, предъявленного контрагентами;
  3. Дт 68 — Кт 19 — на сумму вычета по НДС, предъявленному контрагентами;
  4. Дт 01 — Кт 08 — на сумму первоначальной стоимости объекта.

Обязательно оформите принятие ОС к учету актом о приеме-передаче объекта основных средств. Он составляется в произвольной форме, либо в унифицированных:

  • № ОС-1 — для любых объектов ОС;
  • № ОС-1а — для зданий и сооружений;
  • № ОС-1б — для групп объектов ОС.

Сведения из акта внесите в инвентарную карточку (книгу, журнал) учета ОС. Их можно вести в произвольной форме или пользоваться рекомендованными: ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.

Начисление амортизации на стоимость основного средства

Стоимость объекта ОС списывается в расходы постепенно, пока идет срок полезного использования ОС. В бухгалтерском учете амортизацию можно начислять одним из трех способов: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально количеству продукции. В налоговом учете одним из двух: линейным и нелинейным.

Основной способ начисления амортизации в обоих видах учета — линейный. В налоговом учете для этого нужно разделить первоначальную стоимость основного средства на срок полезного использования и списывать суммы равномерно. В бухучете — вычесть из балансовой стоимости ликвидационную и разделить на оставшийся срок полезного использования. О том, как рассчитывать каждый показатель, мы рассказывали в статье «Амортизация основных средств».

Даже если организация пользуется линейным методом начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то суммы амортизации все равно чаще всего будут различаться. Одинаковой амортизация будет только при выполнении трех условий:

  • ликвидационная стоимость ОС в бухучете равна нулю;
  • в налоговом учете не применялась амортизационная премия;
  • срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете одинаков.

Начисление амортизации в бухучете начинается с месяца принятия ОС к учете или со следующего месяца, если это прописано в учетной политике (п. 33 ФСБУ 6/2020). В налоговом учете — с месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету (ст. 259 НК РФ).

Если, как, к примеру, в случае с земельными участками имущество не меняется со временем, то его амортизировать не нужно.

Пример: компания на ОСНО приобрела оборудование для зубного кабинета стоимостью 60 000 рублей (в т.ч. НДС- 10 000 рублей).

Д08 — К60 — стоимость оборудование для зубного кабинета — 50 000 рублей;

Д19 — К60 — величина НДС по полученной от поставщика счет-фактуре — 10 000 рублей;

Д68—К19 — НДС принят к вычету — 10 000 рублей;

Д08 — К60 — оплата услуг по доставке и подключению оборудования — 10 000 рублей (без НДС);

Д01 — К08 — вводим станок в эксплуатацию — 70 000 рублей.

Срок полезного использования — 5 лет — все это время будем списываться амортизация и снижаться стоимость. Ликвидационная стоимость — 5000 рублей.

Сумма амортизации = (Первоначальная стоимость — Ликвидационная стоимость) / СПИ (мес.) 

Сумма амортизации = (60 000 — 5 000) / 60 = 916,67 рублей — на эту сумму за месяц самортизирует оборудование. Соответственно в год эта сумма равна 916,67 × 12 = 11 000 рублей. Дата ввода в эксплуатацию оборудования — 1 июля 2022 года.

То есть 31 июля 2022 года (если не предусмотрено иное в УП) нужно сделать следующую запись:

Д20 — К02 — начислена амортизация в размере 916,67 рубля.

Если ежемесячная амортизация в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает, возникают налогооблагаемые временные разницы (п. 10, 11 ПБУ 18/02).

Подробнее об амортизации ОС читайте в этой статье.

Как отразить выбытие основного средства?

Выбытие происходит по двум причинам — ОС перестало приносить экономическую пользу (но принадлежит компании) или право собственности на объект передали другому лицу.

1. Экономическая «бесполезность»

Оценочная комиссия должна осмотреть объект и принять решение об его выбытии, подписать соответствующий акт (либо формы №ОС-4, либо разработать собственный бланк).

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д91-21 — К01.в – списываем балансовую стоимость
Д91 — К60 — списываем стоимость ликвидации объекта.

2. Продажа основного средства

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта

Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию

Д62 — К01.в – списываем балансовую стоимость

Д62 — К68 — начисляем НДС

Д62 — К60 (70) - отражаем расходы на продажу ОС

Д19 — К60 — отражаем НДС, предъявленный подрядчиком

Д68 — К19 — принимаем входящий НДС к вычету

Д62 — К91-1 — отражаем прочий доход от продажи ОС

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 5 дней


Расшифровка выписки по расчетам с налоговой

При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Доверенность в ИФНС: образцы и примеры

В 2022 году можно применять несколько видов доверенностей для сдачи отчетности в налоговую. До 2023 года действует переходный период по доверенностям, но после этого правила уточнятся. Расскажем, как оформить доверенность и какие формы лучше выбрать для разных случаев.

Как закрыть ИП с долгами

ИП может отказаться от своего статуса и закрыть бизнес в любой момент, долги по налогам и взносам — не препятствие. Проблемы могут возникнуть из-за других вещей. Расскажем об этом в статье.

Договор безвозмездного пользования

В бизнесе можно без оплаты получить для работы полезные вещи: автомобиль, помещение, оборудование. Это называется ссуда — бесплатная аренда. Расскажем, какие налоги придется платить, как подстраховаться от рисков, как оформить договор ссуды и отражать предмет в учете.

Что такое оферта

Оферта — удобная вещь для бизнеса. Она помогает продавать без бумажного договора, подходит для продавцов товаров и услуг, но не всегда. Расскажем о ее плюсах и нюансах, которые помогут избежать неприятностей.

3 месяца работы в сервисе в подарок новым ООО,
зарегистрированным менее трех месяцев назад.
Сдавайте отчетность бесплатно!