Учет основных средств

Основные средства (ОС) — это часть активов организации, которые участвуют в производственном процессе и при оказании услуг. Подробно ОС для целей бухучета описаны в п. 4 ФСБУ 6/2020, а для целей налогового учета — в ст. 257 НК РФ.

Основное средство по определению — недвижимость, транспорт, разнообразное производственное оборудование, инвентарь и т.п. Готовая продукция к основным средствам не относится. Чтобы попадать в категорию основных средств, имущество должно иметь срок полезного использования больше 12 месяцев и первоначальную стоимость выше лимита.

Налоговый учет ОС отличается для компаний на ОСНО и УСН. В этой статье мы рассмотрим компанию на ОСНО, а об учете основных средств для УСН читайте здесь.

Как определить стоимость основных средств (ОС)?

Определение первоначальной стоимости основного средства необходимо, чтобы корректно принять его к учету. По сути, это затраты компании на приобретение этого имущества. Порядок ее расчета прописан в п. 12 ФСБУ 6/2020 и ст. 257 НК РФ. В налоговом и бухгалтерском учете он различается.

В бухучете под первоначальной стоимостью понимают общую сумму капиталовложений в имущество, которые произведены до ввода ОС в эксплуатацию. Их перечень дан в п. 5 ФСБУ 26/2020:

  • Деньги, которые выплачены поставщику ОС по договору купли-продажи;
  • Затраты на строительство, сооружение, изготовление ОС;
  • Коренное улучшение земель;
  • Подготовка техдокументации;
  • Организация стройплощадки;
  • Авторский надзор;
  • Улучшение или восстановление ОС;
  • Затраты на доставку ОС до места и монтаж;
  • Пусконаладочные работы и испытание.

По НК РФ в первоначальную стоимость включаются расходы на покупку, изготовление или сооружение ОС, затраты на его доставку и подготовку к эксплуатации. Сюда также можно включить амортизацию оборудования, используемого в производстве ОС, зарплата и страховые взносы за рабочих-изготовителей, стоимость материалов и сырья и пр.

Если ОС было получено в дар, то стоимость определяется согласно среднерыночной цене на тот день, когда средство было принято к учету.

Важно помнить: компании на ОСНО не включают в первоначальную стоимость основных средств НДС.

Как принять к учету основное средство?

Первоначальная стоимость ОС накапливается на 08 счете «Вложения во внеоборотные активы». После предварительных работ (монтажа, строительства), основное средство официально вводится в эксплуатацию.

Записи:

  1. Дт 08 — Кт 60 (76) — на сумму договорной стоимости приобретения ОС, доставки, монтажа, установки (без НДС);
  2. Дт 19 — Кт 60 (76) — на сумму НДС, предъявленного контрагентами;
  3. Дт 68 — Кт 19 — на сумму вычета по НДС, предъявленному контрагентами;
  4. Дт 01 — Кт 08 — на сумму первоначальной стоимости объекта.

Обязательно оформите принятие ОС к учету актом о приеме-передаче объекта основных средств. Он составляется в произвольной форме, либо в унифицированных:

  • № ОС-1 — для любых объектов ОС;
  • № ОС-1а — для зданий и сооружений;
  • № ОС-1б — для групп объектов ОС.

Сведения из акта внесите в инвентарную карточку (книгу, журнал) учета ОС. Их можно вести в произвольной форме или пользоваться рекомендованными: ОС-6, ОС-6а, ОС-6б.

Начисление амортизации на стоимость основного средства

Стоимость объекта ОС списывается в расходы постепенно, пока идет срок полезного использования ОС. В бухгалтерском учете амортизацию можно начислять одним из трех способов: линейным, методом уменьшаемого остатка и пропорционально количеству продукции. В налоговом учете одним из двух: линейным и нелинейным.

Основной способ начисления амортизации в обоих видах учета — линейный. В налоговом учете для этого нужно разделить первоначальную стоимость основного средства на срок полезного использования и списывать суммы равномерно. В бухучете — вычесть из балансовой стоимости ликвидационную и разделить на оставшийся срок полезного использования. О том, как рассчитывать каждый показатель, мы рассказывали в статье «Амортизация основных средств».

Даже если организация пользуется линейным методом начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете, то суммы амортизации все равно чаще всего будут различаться. Одинаковой амортизация будет только при выполнении трех условий:

  • ликвидационная стоимость ОС в бухучете равна нулю;
  • в налоговом учете не применялась амортизационная премия;
  • срок полезного использования в бухгалтерском и налоговом учете одинаков.

Начисление амортизации в бухучете начинается с месяца принятия ОС к учете или со следующего месяца, если это прописано в учетной политике (п. 33 ФСБУ 6/2020). В налоговом учете — с месяца, следующего за месяцем принятия ОС к учету (ст. 259 НК РФ).

Если, как, к примеру, в случае с земельными участками имущество не меняется со временем, то его амортизировать не нужно.

Пример: компания на ОСНО приобрела оборудование для зубного кабинета стоимостью 60 000 рублей (в т.ч. НДС- 10 000 рублей).

Д08 — К60 — стоимость оборудование для зубного кабинета — 50 000 рублей;

Д19 — К60 — величина НДС по полученной от поставщика счет-фактуре — 10 000 рублей;

Д68—К19 — НДС принят к вычету — 10 000 рублей;

Д08 — К60 — оплата услуг по доставке и подключению оборудования — 10 000 рублей (без НДС);

Д01 — К08 — вводим станок в эксплуатацию — 70 000 рублей.

Срок полезного использования — 5 лет — все это время будем списываться амортизация и снижаться стоимость. Ликвидационная стоимость — 5000 рублей.

Сумма амортизации = (Первоначальная стоимость — Ликвидационная стоимость) / СПИ (мес.) 

Сумма амортизации = (60 000 — 5 000) / 60 = 916,67 рублей — на эту сумму за месяц самортизирует оборудование. Соответственно в год эта сумма равна 916,67 × 12 = 11 000 рублей. Дата ввода в эксплуатацию оборудования — 1 июля 2022 года.

То есть 31 июля 2022 года (если не предусмотрено иное в УП) нужно сделать следующую запись:

Д20 — К02 — начислена амортизация в размере 916,67 рубля.

Если ежемесячная амортизация в бухгалтерском и налоговом учете не совпадает, возникают налогооблагаемые временные разницы (п. 10, 11 ПБУ 18/02).

Подробнее об амортизации ОС читайте в этой статье.

Как отразить выбытие основного средства?

Выбытие происходит по двум причинам — ОС перестало приносить экономическую пользу (но принадлежит компании) или право собственности на объект передали другому лицу.

1. Экономическая «бесполезность»

Оценочная комиссия должна осмотреть объект и принять решение об его выбытии, подписать соответствующий акт (либо формы №ОС-4, либо разработать собственный бланк).

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта
Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию
Д91-21 — К01.в – списываем балансовую стоимость
Д91 — К60 — списываем стоимость ликвидации объекта.

2. Продажа основного средства

Д01.в - К01 — списываем первоначальную стоимость объекта

Д02 — К01.в – списываем накопленную амортизацию

Д62 — К01.в – списываем балансовую стоимость

Д62 — К68 — начисляем НДС

Д62 — К60 (70) - отражаем расходы на продажу ОС

Д19 — К60 — отражаем НДС, предъявленный подрядчиком

Д68 — К19 — принимаем входящий НДС к вычету

Д62 — К91-1 — отражаем прочий доход от продажи ОС

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Попробовать бесплатно на 5 дней


Как получить банковскую выписку

Зачем нужна банковская выписка физлицу или бизнесу? Она помогает управлять финансами или может пригодиться при получении кредита. Расскажем, для чего используют этот документ, как его получить и можно ли это автоматизировать.

Как сформировать акт сверки в Контур.Бухгалтерии

Акт сверки взаиморасчетов с контрагентами помогает отслеживать долги и может стать важным документом в суде. В статье расскажем, на что обратить внимание при сверке и как автоматически составить акт в Контур.Бухгалтерии.

Расшифровка выписки по расчетам с налоговой

При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Доверенность в ИФНС: образцы и примеры

В 2022 году можно применять несколько видов доверенностей для сдачи отчетности в налоговую. До 2023 года действует переходный период по доверенностям, но после этого правила уточнятся. Расскажем, как оформить доверенность и какие формы лучше выбрать для разных случаев.

Как закрыть ИП с долгами

ИП может отказаться от своего статуса и закрыть бизнес в любой момент, долги по налогам и взносам — не препятствие. Проблемы могут возникнуть из-за других вещей. Расскажем об этом в статье.

3 месяца работы в сервисе в подарок новым ООО,
зарегистрированным менее трех месяцев назад.
Сдавайте отчетность бесплатно!