В организациях нередки случаи ведения учета с ошибками или не ведения его вообще, потери документов из-за пожаров, переездов или ухода бухгалтеров. Все это ведет к необходимости восстанавливать учет.
В организациях нередки случаи ведения учета с ошибками или не ведения его вообще, потери документов из-за пожаров, переездов или ухода бухгалтеров. Руководство и контрагенты не получают точных данных о деятельности и имущественном положении организации, затрудняется контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей, активов и денежных средств. Все это ведет к необходимости восстанавливать учет. Восстановление учета — сложный и долгий процесс, когда все документы приводятся в порядок и восстанавливаются отсутствующие бумаги.
Отсутствие ведения учета не остается безнаказанным. Если не предоставить отчетность в налоговые органы вовремя, работу организации приостановят и расчетные счета заблокируют, а на руководителей наложат штраф. Отсутствие учета и первичных документов приведет к тому, что при налоговой проверке будут наложены штрафы, пени и взысканы суммы неуплаченных налогов.
Цели восстановления учета
Восстановление учета напрямую связано с законодательными требованиями. Все имеющиеся документы приводят в соответствие требованиям, а отсутствующие восстанавливают. Это позволяет минимизировать финансовые потери, связанные с нарушением законодательства. Суд принимает как смягчающее обстоятельство подтвержденные попытки восстановления учета. Если же никакие меры не принимались, суд трактует это как противоправное бездействие, повлекшее правонарушение по неосторожности.
Целью восстановления учета может быть создание или восстановление структуры учета, получение положительных заключений от аудиторских организаций, снятие санкций с расчетных счетов.
В зависимости от целей и объема, восстановление учета подразделяется на два вида:
- частичное — восстанавливается определенный участок учета (учет ТМЦ, кадастровый учет, банковские операции);
- полное — восстанавливается учет в комплексе. Включает ввод первичной документации, составление и сдачу отчетности в ИФНС, ПФР, ФСС и т.д.
Сроки восстановления учета
Законодательство не устанавливает сроки для восстановления учета. Они изменяются в зависимости от объемов, периодов и целей работ. Но затягивать с этим не стоит, так как при налоговой проверке отсутствие документов может привести к неприятностям.
Восстановление налогового учета и бухучета нужно проводить за период охвата налоговой проверки. При выездной проверке охватывается период не более трех лет, поэтому восстанавливать документы за больший срок не нужно. Но если налоговая запросит документы давностью более трех лет, обязанность предоставить их остается. Например, при подаче уточненной декларации могут проверяться ее пункты давностью более трех лет.
Кому поручить восстановление учета
Руководство организации может самостоятельно решить, кого привлечь для мероприятий по восстановлению. Учет может восстанавливаться как бухгалтерами предприятия, так и привлеченными лицами или фирмами. Рассмотрим варианты подробнее.
- Привлечение для работы своего персонала позволит сэкономить деньги, но под вопросом останутся сроки завершения мероприятий. К тому же бухгалтерия, допустившая такое состояние учета, вряд ли сможет справиться с таким трудоемким заданием: восстановление учета — процесс куда более сложный, чем ведение.
- Привлечение для работы новых сотрудников тоже позволит существенно сэкономить, хотя новому сотруднику придется знакомиться со спецификой деятельности организации. Учитывайте, что его компетенции не известны наверняка, а привлечение неопытного сотрудника к мероприятиям по восстановлению может только ухудшить ситуацию.
- Привлечение для работы аудиторской или консалтинговой фирмы позволит соблюсти сроки проверки, получить аудит высокого качества и достоверный отчет о процедуре восстановления. Цены на услуги изменяются в зависимости от объема работ, системы налогообложения, сроков и способов. Работа со специализированными фирмами не позволит сэкономить, но даст гарантии по соблюдению процедур и правильности оформления документов. На восстановлении учета не стоит экономить, ведь нарушение законодательства и выплаты штрафов могут обойтись дороже.
С чего начать восстановление бухгалтерского учета
Восстанавливать бухучет в организации — долгий процесс, он может занять от недели до нескольких месяцев. Восстановление проводится в несколько этапов.
На предварительном этапе проводится анализ системы учета в организации, выясняется уровень запущенности и выявляются проблемные зоны. После этого руководство принимает решение об объеме работ: полное или частичное восстановление.
Во-первых, проанализируйте имеющуюся документацию и документооборот, проверьте правильность расчета налоговых платежей, составьте налоговые декларации. Заполнение пробелов в учете сопровождается подачей уточненных налоговых деклараций и исправленных форм отчетности. На этом этапе для восстановления учета проводится инвентаризация. Она позволит проверить учет ТМЦ и ОС и восстановить его.
Во-вторых, восстанавливается недостающая первичная документация, которая нужна для заполнения регистров. Проведите систематизацию всех наличных документов. Сверьте данные бухучета и первичной документации. Так выявятся отсутствующие счета-фактуры, ПКО и РКО, накладные и т.д. Восстановить недостающие документы можно самостоятельно или запросив дубликаты у контрагентов, инспекций, банков, ИФНС.
В-третьих, выявите несданную отчетность. После восстановления и корректировки всех документов подготовьте и сдайте отчетность в нужные инстанции. На основании подаваемых уточненных деклараций, уплатите необходимые налоги и штрафы.
После восстановления учетных данных пригласите независимую аудиторскую фирму, которая проверит отчетность и подтвердит отсутствие ошибок. В заключение всех мероприятий разрабатываются рекомендации по дальнейшему ведению учета. Они должны предотвратить утрату документов в будущем. Для разработки мер учитываются все выявленные ошибки и расхождения и сформулировать конкретные предложения для оптимизации учета в организации.
В результате учет становится полностью прозрачным и понятным руководству и проверяющим органам. Организация получает полный архив первичной документации, полный пакет бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном и бумажном виде, который соответствует требованиям закона. На этом этапе можно считать восстановление учета завершенным.
Приведите учет в порядок с нашей помощью и работайте без ошибок в простом облачном сервисе. Первые 14 дней работы в Контур.Бухгалтерии — бесплатно.