Внедрение управленческого учета 💰 Управленческий учет для малого бизнеса — Контур.Бухгалтерия

Внедрение управленческого учета

Если в организации 2 сотрудника, и в месяц поступает всего пара заказов, можно без проблем управлять бизнесом “на глазок”, ведя управленческий учет в блокноте. Но что если покупателей не 2, а 102? Да и количество поставщиков перешло за 50? Вряд ли получится все запомнить и ничего не перепутать без управленческого учета. Расскажем, как внедрить его в компании.

Нужен ли малому бизнесу управленческий учет,  если есть бухгалтер

Бухгалтерия ведет учет для налоговых органов и обычно мало интересуется рентабельностью бизнеса. Даже самый лучший бухгалтер не скажет, сколько сейчас денег на предприятии и какой финансовой картины ожидать в следующем месяце.

Если бизнес серьезный и перспективный, ему нужен управленческий учет. Всего в компании ведется 4 вида учета:

  • бухгалтерский;
  • налоговый;
  • финансовый;
  • управленческий.

Бухгалтерский и налоговый учет строго регулируются законом. Они нужны для сдачи налоговой отчетности, а не решения управленческих задач. Бухгалтер поможет избежать штрафов и претензий от налоговой, но не сможет“вылечить” бизнес.

Наличие бухгалтера не снимает финансовые проблемы. Он не следит за браком на производстве и тем, можете ли вы позволить себе еще один кредит. Заниматься управленческим учетом и внедрять его на предприятие должен руководитель, а не бухгалтер. Хороший финансовый директор и главбух могут справиться с этой задачей, но это не входит в их обязанности, поэтому хотя бы скажите, чего вы от них ждете.

Финансовый учет тоже регламентирован, но помогает руководить организацией. Правда его результаты передаются внешним пользователям: банкам, инвесторам, кредиторам, акционерам, — чтобы привлечь дополнительные деньги в компанию.

А вот управленческий учет предназначен для внутреннего пользования и нужен руководству, чтобы принимать решения. Если вы ориентируетесь только на размер прибыли и не думаете о состоянии предприятия, отдачи ждать не приходится. Важно понимать, какой товар приносит больше денег, какое направление более продуктивно. Управленческий учет поможет разобраться с происходящим в бизнесе, и делать шаги в верном направлении. 

Что дает управленческий учет руководителю малого бизнеса

Предпринимателю нужен управленческий учет, чтобы в любой момент он знал: в каком состоянии компания, как правильно распределить ресурсы, как увеличить продажи и снизить издержки. Как же управленческий учет может в этом помочь?

  1. Малый бизнес очень восприимчив к внешним изменениям. Даже просадки по продажам на 2-3 дня малый бизнес ощущает куда сильнее, чем крупный. Скорость принятия решений прямо влияет на количество денег, поступающих в компанию. Чем позже отреагируете — тем больше потеряете. Поэтому оперативность, которую дает управленческий учет, — ключевой фактор успеха.
  2. Управленческий учет нужно подстроить под себя, чтобы он был максимально понятен. Гендиректор не всегда хорошо разбирается в бухгалтерской, налоговой и финансовой отчетности, но показатели управленческих отчетов и их влияние на бизнес будут ему ясны. 
  3. С отлаженным учетом вы сможете анализировать последствия своих решений. Скажем, новый маркетинговый проект на первый взгляд выглядит выгодно, но только управленческий отчет покажет, сколько денег и в какую категорию вложено и какую отдачу это принесло. Проанализировав информацию, вы поймете, имеет ли смысл вкладываться в эту активность дальше.
  4. Учет помогает управлять денежными потоками. Многим знакомы кассовые разрывы — моменты, когда компания на нуле, а поставщику срочно нужно отдать деньги за товар. Разрывы появляются, когда сроки поступления денег не совпадают со сроками платежей. Чтобы их предотвратить, нужно тщательно планировать бюджет, контролировать очередность платежей и составлять кассовый план. Управленческая отчетность помогает контролировать денежные потоки.
  5. Учет дает понимание, когда можно изъять деньги из бизнеса. Нужно прогнозировать движение денежных средств и остатки на счетах, чтобы не получить неожиданное падение прибыли. Без знания текущей ситуации и плана предприниматели часто оказываются в сложной ситуации. Продав осенью 1500 зонтов, не стоит надеяться, что зимой доход останется на том же уровне, и спешить в отпуск на море, выводя деньги из бизнеса. Гендиректор — тот человек, который должен знать ситуацию и грамотно распределять чистую прибыль. 
Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Как вести управленческий учет, сэкономив деньги и время

Когда предприниматель понимает все плюсы и готов вложиться в настройку системы управленческого учета, встает вопрос: «А как это сделать?»

В крупных компаниях за управленческий учет отвечают целые отделы и департаменты. Учет ведут толковые специалисты, которые досконально разбираются в бухгалтерии, финансах и знают все особенности вашего бизнеса. Такой финансовый директор потребовал бы оклад в два или три раза больше, чем рядовой бухгалтер. Кроме того, растут операционные расходы: управленческий учет требует строгого соблюдения регламента. Малому бизнесу такое не по карману, да и не нужно.

Внедрение управленческого учета

Казалось бы, можно все считать в Экселе, ведь многие так и делают. Конечно можно, но для этого надо стать экспертом и поборником дисциплины — ведь снимать и заносить данные придется почти ежедневно. Эксель точно может помочь на старте, хотя при появлении крупных заказов, точек продаж и отдельных подразделений, вкладки начнут размножаться, а формулы станут сложнее.

Для маленьких компаний, которые тоже хотят вести бизнес эффективно, существуют программы, которые автоматически собирают и систематизируют информацию для управленческого учета, экономят время и силы руководителя. Кроме того, управленческие отчеты можно строить по бухгалтерским данным, и многие бухгалтерские сервисы умеют это делать.

Контур.Бухгалтерия — облачный сервис для ведения учета, начисления зарплаты и отправки отчетности, который умеет строить шесть управленческих отчетов:

  • оплаты и отгрузки — чтобы следить за оплатой проданных товаров;
  • отчеты о себестоимости проданной продукции — чтобы понимать реальную себестоимость каждого вида товара;
  • отчет по продажам — чтобы видеть сумму выручки в рублях, объем проданного товара и доходность каждого вида товара;
  • отчет по остаткам товарно-материальных ценностей — поможет видеть остатки товаров на складе и проводить инвентаризацию;
  • акты сверки с контрагентами — чтобы понимать по каждому контрагенту, какие есть обязательства у нас или перед нами;
  • отчет по долгам контрагентов — помогает видеть ваши долги и долги вам по каждому бухгалтерскому счету.

Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней. Избавьтесь от рутины, легко ведите учет и контролируйте свой бизнес.


Что такое переменные издержки

Совокупные расходы формируют стоимость продукта. Только правильно распределив затраты по группам, компания может верно считать прибыль. Разберемся подробнее с переменными издержками. О постоянных издержках читайте другую статью.

Постоянные и переменные издержки

Издержки — это затраты на создание продукта или оказание услуги, из них складывается себестоимость. Издержки неоднородны, поэтому траты принято разделять на группы: чаще всего на постоянные и переменные.

Виды издержек

Выбор классификации зависит от специфики предприятия и системы управленческого учета внутри компании. Разберемся, какие виды издержек выделяют чаще всего.

Управление издержками

Решая задачу по увеличению прибыли, предприниматель в первую очередь думает о росте продаж. Но это не всегда эффективно, потому что затраты могут вырасти многократно: нужно купить больше сырья, потратиться на продвижение продукции, приобрести новые мощности. Второй вариант — управление издержками, когда предприниматель ищет точки, в которых можно сэкономить, и это тоже увеличивает прибыль.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте