Страховые взносы для инвалидов в ФСС — Контур.Бухгалтерия

Расчет страховых взносов для сотрудников-инвалидов

Елена Воробьева, к.э.н., автор книги «Заработная плата в 2019 году» и ряда других, рассказывает о расчете страховых взносов для сотрудников-инвалидов.

Елена Воробьева, к.э.н., член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов Российской Федерации, автор книги «Заработная плата в 2020 году» и ряда других, подключилась к работе аналитиков онлайн-сервиса Контур.Бухгалтерия.

Статья посвящена общим вопросам по расчету заработной платы. В развитии раздела «Справочная» принимают участие эксперты Контура, а также авторитетные представители бухгалтерского сообщества.

На данный момент расчет страховых взносов для сотрудников-инвалидов не актуален. Статья описывает, как расчет велся в 2012 — 2014 годах. До 2015 года работодатели, нанявшие на работу инвалидов I, II или III групп, начисляли страховые взносы на этих лиц по льготным тарифам. С 1 января 2015 года льготы больше не доступны и взносы начисляются по общим тарифам. Подробнее об этом — в конце статьи.

Применение пониженных тарифов страховых взносов, если работник — инвалид

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗЗ) в течение переходного периода (2012 – 2014 гг.) пониженные тарифы страховых взносов были установлены:

  • для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений;
  • для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоял из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляла не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляла не менее 25 процентов, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.

В течение 2012 – 2014 годов перечисленные выше плательщики страховых взносов применяли следующие тарифы (ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ):

Наименование 2012 год 2013 — 2014 годы
Пенсионный фонд Российской Федерации 16,0 процента 21,0 процента
Фонд социального страхования Российской Федерации 1,9 процента 2,4 процента
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 2,3 процента 3,7 процента

Необходимо было различать два вида льгот.

  1. Льготу, применяемую любым работодателем или заказчиком работ (услуг), выполняемых по договору гражданско-правового характера, являющимся организацией или индивидуальным предпринимателем. При этом пониженные тарифы страховых взносов могли применяться только по отношению к выплатам, производимым в пользу работников (исполнителей по договору гражданско-правового характера), являвшихся инвалидами I, II или III группы. При этом не имел значения вид деятельности работодателя (заказчика). В частности, организация-работодатель могла заниматься производством и реализацией минерального сырья, подакцизных товаров и пр.

    Основная цель данной льготы была заинтересовать работодателей в предоставлении рабочих мест физическим лицам, являющимся инвалидами: при прочих равных условиях такие работники обходятся работодателю «дешевле», так как, во-первых, выплаты, произведенные в их пользу, облагались страховыми взносами только до достижения предельного размера базы для начисления страховых взносов (512 000 руб. – в 2012 г.) и, во-вторых, взносы начислялись с применением пониженных тарифов.

    Аналогичная точка зрения была высказана в письме Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 № 495-19.

  2. Льготу, установленную для организаций, прямо перечисленных в п. 3 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, в том числе для общественных организаций инвалидов, а также для организаций, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям и др.

    Указанные организации начисляли страховые взносы по пониженным тарифам только на выплаты, размер которых не превышал за расчетный период предельного размера базы для начисления страховых взносов, произведенных в пользу любых работников, как являвшимися, так и не являвшимися инвалидами.

    Но при этом действовало дополнительное ограничение: право на применение пониженных тарифов страховых взносов не имели те организации, которые занимались производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с Перечнем товаров, при производстве и (или) реализации которых для осуществлявших их плательщиков страховых взносов не применялись пониженные тарифы страховых взносов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 762.

Правила применения пониженных тарифов для начисления страховых взносов на выплаты в пользу работников, являющихся инвалидами

Закон № 212-ФЗ не устанавливал перечень документов, необходимых для подтверждения права применения организацией-страхователем пониженных тарифов страховых взносов по отношению к выплатам, производимым в пользу работников, являющихся инвалидами.

В то же время, в п. 3.1. Раздела 3 «Расчет соответствия условий на право применения пониженного тарифа для уплаты страховых взносов» формы РСВ-1 ПФР «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 15.03.2012 № 232н (далее — форма РСВ-1) необходимо было указать сведения из справки учреждения медико-социальной экспертизы, заключения ВТЭК: дату выдачи и дату окончания действия указанных документов.

Можно было сделать вывод, что для подтверждения права организации-страхователя на применение пониженных тарифов страховых взносов по отношению к выплатам в пользу работников-инвалидов необходимо и достаточно наличия указанных справок.

Форма справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, а также порядок ее составления утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 № 1031н. Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95.
Организация-страхователь применяет пониженные тарифы страховых взносов с 1-го числа того месяца, в котором работником получена инвалидность (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Пример. Работнику организации установлена инвалидность 27 апреля 2012 г.
При начислении страховых взносов на выплаты в пользу указанного работника, произведенные в течение апреля, применяются пониженные тарифы.

Пример. Работнику организации установлена инвалидность 6 октября 2012 г. Сумма выплат, произведенных в пользу указанного работника в период с января по сентябрь 2012 г., превысила предельный размер базы для начисления страховых взносов — 512 000 руб.

Страховые взносы на выплаты в пользу указанного работника, произведенные в течение октября — декабря 2012 г., не начисляются.

Пример. Работнику организации установлена инвалидность 6 октября 2012 г. Сумма выплат, произведенных в пользу указанного работника в период с января по сентябрь 2012 г., составила 500 000 руб. За октябрь 2012 г. работнику начислено 40 000 руб.

Страховые взносы на выплаты в пользу указанного работника, произведенные в течение октября в сумме 12 000 руб. (512 000 руб. – 500 000 руб.), начисляются с применением пониженных тарифов.
На выплаты, произведенные в пользу указанного работника, в части, превышающей предельный размер базы для начисления страховых взносов (28 000 руб. – за октябрь; выплаты за ноябрь и декабрь 2012 г.), страховые взносы не начисляются.

Если работник в результате освидетельствования (переосвидетельствования) терял право на получение инвалидности в течение месяца, то с 1-го числа этого же месяца плательщик страховых взносов не имел права использовать пониженные тарифы страховых взносов (письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985).

Пример. Работник организации утратил право на получение инвалидности 27 апреля 2012 г.
При начислении страховых взносов на выплаты в пользу указанного работника, произведенные в течение апреля, применяются тарифы, применяемые организацией в целом.

Обратите внимание на то, что база для начисления страховых взносов на выплаты, произведенные в пользу работников, являющихся инвалидами, формировалась в общем порядке и включала в себя все признаваемые объектом обложения страховыми взносами выплаты с начала календарного года. В случае, когда работник терял инвалидность в течение расчетного периода, применялись установленные для организации в целом тарифы страховых взносов, соответствующие размеру базы, сформированной с начала года.

Пример. Работник организации утратил право на получение инвалидности 6 октября 2012 г. Сумма выплат, произведенных в пользу указанного работника в период с января по сентябрь 2012 г., составила 500 000 руб. За октябрь 2012 г. работнику начислено 40 000 руб.

Страховые взносы на выплаты в пользу указанного работника, произведенные в течение октября в сумме 12 000 руб. (512 000 руб. – 500 000 руб.), начисляются с применением общеустановленных тарифов (22% - в Пенсионный фонд Российской Федерации; 2,9% - в Фонд социального страхования Российской Федерации; 5,1% - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (п. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ)).

На выплаты, произведенные в пользу указанного работника, в части, превышающей предельный размер базы для начисления страховых взносов (28 000 руб. – за октябрь; выплаты за ноябрь и декабрь 2012 г.), начисляются страховые взносы только в Пенсионный фонд Российской Федерации по тарифу 10%.

Была возможна ситуация, когда тарифы, установленные для начисления страховых взносов на выплаты, произведенные в пользу работников, являющихся инвалидами, превышали тарифы, на применение которых организация в целом имеет право. 
Совокупный (суммарный) тариф, установленный для начисления страховых взносов на выплаты, произведенные в пользу работников-инвалидов, составлял 20,2% (16,0% - в Пенсионный фонд Российской Федерации; 1,9% - в ФСС РФ; 2,3% - в ФФОМС).

Совокупный тариф страховых взносов в течение 2012 г. составлял:

  • 14% (8% - в Пенсионный фонд Российской Федерации; 2% - ФСС РФ; 4% - ФФОМС) для плательщиков страховых взносов, перечисленных в пп. 4 — 6 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, например, для организаций и индивидуальных предпринимателей, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне, применяли пониженные тарифы, для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (ч. 3 ст. 58 Закона № 212-ФЗ);
  • 20% (20,0% - в Пенсионный фонд Российской Федерации; 0,0% - в ФСС РФ; 0,0% - в ФФОМС) для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. 8, 10 — 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, например, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, основной вид экономической деятельности которых включен в перечень, приведенный в п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, аптечных организаций, некоммерческих и благотворительных организаций, перечисленных в пп. 11 и 12 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ) (п. 3.4. ч. 8 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).

Очевидно, что в указанном случае организации было не выгодно выделять выплаты, произведенные в пользу работников-инвалидов, и начислять на них страховые взносы по тарифу, установленному ч. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ. В рассматриваемом случае организация применяла более низкие тарифы при начислении страховых взносов на выплаты в пользу всех работников, как являющихся, так и не являющихся инвалидами.

Другими словами, в случае, когда особый тариф, установленный для начисления страховых взносов на выплаты, производимые в пользу работников, являющихся инвалидами, не имел экономического смысла для организации-страхователя, то организация была вправе производить начисление страховых взносов на выплаты в пользу указанных работников в общем порядке.

Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, применявшиеся в случае, когда работник является инвалидом

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) страхователями признавались любые работодатели, в том числе:

  • юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации;
  • физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. К данной категории страхователей, в первую очередь, относятся индивидуальные предприниматели.

Согласно ст. 5 Закона № 125-ФЗ, застрахованными, то есть лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, признаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно и временно проживающие, а также временно пребывающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

  • выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, — в обязательном порядке;
  • выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, — в добровольном порядке: если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые тарифы устанавливались федеральным законом в зависимости от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).

В 2012 г. применялись страховые тарифы, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» (ст. 1 Федерального закона от 30.11.2011 № 356-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»).

Согласно ст. 2 Закона № 179-ФЗ страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в размере 60 процентов установленного размера страховых тарифов:

  1. организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансирования выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соответствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым договорам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III группы;
  2. следующими категориями работодателей:
    1. общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
    2. организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;
    3. учреждениями, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Таким образом, если физическое лицо, является инвалидом I, II и III группы, то на выплаты, произведенные в его пользу, страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев начислялись по льготному тарифу, составляющему 60% тарифа, применяемого организацией в общем случае.

При этом следует обратить внимание на то, что дословное толкование положений п. 1 ст. 2 Закона № 179-ФЗ приводит к выводу о невозможности применения тогда рассматриваемой льготы работодателями, являющимися индивидуальными предпринимателями, то есть физическими лицами, поскольку льгота была установлена исключительно для организаций.

Другими словами, работодатели — индивидуальные предприниматели (физические лица) не упомянуты в ст. 2 Закона № 179-ФЗ, поэтому они были не вправе применять сниженные тарифы страховых взносов. Страховые взносы на выплаты, произведенные в пользу работника, являющегося инвалидом, должны были начисляться работодателем — индивидуальным предпринимателем по общему тарифу.

Как обстоят дела со страховыми взносами с выплат инвалидам в 2020 году

С 1 января 2015 года пониженные тарифы страховых взносов для сотрудников-инвалидов не применяются, поэтому эти выплаты облагаются взносами на общих условиях. В 2020 году общие тарифы страховых взносов следующие:

Страховые взносы Годовая сумма выплат Тариф страховых взносов

Страховые взносы на ОПС

годовой доход до 1 292 тыс. рублей                   

22 %

годовой доход свыше 1 292 тыс. рублей

10 %

Страховые взносы на ОМС

независимо от суммы 

5,1 %

Страховые взносы на ВНиМ

годовой доход до 912 тыс. рублей

2,9 %

годовой доход свыше 912 тыс. рублей

не взимается

В 2020 году сохраняется только льгота по уплате отчислений на страхование от производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Тариф этих взносов зависит от класса опасности, присвоенного виду деятельности фирмы, — он изменяется в пределах от 0,2 % до 8,5 %. Предельного уровня годового дохода для начисления этих взносов не предусмотрено. 

Если на предприятии работают сотрудники-инвалиды любой из трех групп, на этот вид страхования действует льгота. Ее применение регламентирует № 179-ФЗ от 22.12.2005. Согласно ему предприятия любой формы собственности, в которых есть сотрудники-инвалиды 1,2 или 2 группы, страховые взносы с выплат инвалидам (только инвалидам) можно начислять в размере 60% от установленного тарифа. Аналогичные правила действуют для ИП.

Например, если тариф взносов на травматизм установлен в размере 0,6%, то в отношении выплат сотрудникам инвалидам тариф будет применяться в размере 0,36 % = 0,6 % × 60 %. 


Поддержка бизнеса в карантин

Чтобы поддержать компании и ИП во время изоляции и карантинного режима, правительство приняло решение об отсрочке налогов в 2020 году. Расскажем, какие послабления предложили чиновники, ждать ли полного освобождения от налогов и взносов и кто сможет претендовать на отсрочку.

Изменения в налоговом и бухгалтерском законодательстве в 2020 году

Новый год 2020 принесет не только новогодние каникулы, но и серьезные изменения в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Что измениться и как это отразится на работе бухгалтерии, разберем в статье.

Промежуточный отчет в ФСС

Расходы, которые несут работодатели, выплачивая своим работникам предусмотренные российским законодательством пособия, покрываются за счет средств ФСС. Чтобы возместить затраты, организации представляют в фонд промежуточный отчет в ФСС. Принципы заполнения и порядок сдачи указанного отчета рассмотрим далее. 

КБК по ЕНВД

КБК (код бюджетной классификации) — это шифр, который представляет собой цепочку цифр в 20 символов. КБК — обязательный элемент при заполнении платежных документов. Если код указан неправильно, то платеж придется уточнять, а это повлечет дополнительные неудобства. В статье рассмотрим, какой КБК по ЕНВД предусмотрен для ИП и организаций в 2021 и 2020 году.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте