При сверке с налоговой мало выполнить регламент, нужно еще расшифровать документы и заявить о своем несогласии, если некоторые ваши платежи потерялись. Расскажем, какие документы получают при сверке налогоплательщики, как их расшифровать и что после сверки можно сделать.

Веб‑сервис для малого бизнеса
Автоматизируйте работу с сотрудниками, сдавайте отчеты и ведите учет в Контур.Бухгалтерии без авралов и рутины.
Когда проводят сверку расчетов
Сверка расчетов — часть внутреннего контроля. С ее помощью налогоплательщик узнает, все ли платежи дошли до налоговой, нет ли потерявшихся денег, все ли сведений из деклараций попали в базу данных. Сверка помогает выявить ошибки в реквизитах платежек: КБК, сведений о получателе, типа платежа. Такие платежи попадают в невыясненные, и пока налогоплательщик не исправит ошибки в реквизитах, налог считается неуплаченным. Сверка помогает однозначно понять ситуацию, найти долги, переплаты или потерявшиеся деньги, а еще убедиться, что у вас все в порядке с платежами и не бояться внезапной блокировки счета.
Сверку проводят по инициативе ФНС или по инициативе налогоплательщика, опираясь на основной регулирующий документ — приказ ФНС России от 9.09.2005 № САЭ-3-01/444 @, Раздел 3. Обязанность проводить сверку с налоговой есть только у крупнейших налогоплательщиков — ежеквартально по графику. Остальные предприятия сверяют расчеты добровольно, но и налоговая может предложить сверку. Обычно это делается в таких случаях:
- при реорганизации, ликвидации компании;
- при переходе компании из одной инспекции в другую;
- при подозрении на переплату налогов;
- в конце года перед годовым отчетом, чтобы подтвердить остатки по счетам расчетов с бюджетом;
- если меняется главбух;
- перед зачетом или возвратом переплат по налогам и взносам;
- по запросу третьих лиц — инвесторов или банков, которые хотят проверить аккуратность налоговых платежей.
Право запрашивать сверку есть у всех налогоплательщиков, в ответ на запрос налоговая обязана предоставить сведения (п. 5.1 ст. 21 НК РФ).
Совет эксперта: если сверить расчеты предлагает налоговая, лучше принять предложение (хотя вы и не обязаны — пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Чаще всего налоговая подозревает переплату или несовпадение данных, и сверка поможет вернуть деньги или сделать зачет и выявить ошибки.
Какие документы запрашивают для сверки
Есть два документа, в которых фиксируются данные по расчетам с налоговой, запросить можно любой из них.
Справка о состоянии расчетов помогает проверить, есть ли у вас долг перед налоговой или появилась переплата на конкретную дату. Ее налоговая должна составить в течение 5 дней после запроса.
Выписка по расчетам с бюджетом покажет все начисленные налоги и историю платежей за выбранный период: скажем, с начала года до дня подачи заявки на сверку. Максимальный период для сверки по выписке — три года. По этому документу можно понять, как и когда возникла переплата или долг. Выписку налоговая обязана предоставить в течение 10 дней после запроса.

Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Простая и понятная онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса со всеми инструментами. Уровни доступа для разных сотрудников.
Как получить акт сверки и выписку по расчетам
Шаг 1
Подготовьте заявление на получение акта сверки или выписки по расчетам. Для запроса акта совместной сверки есть рекомендованная форма (в приложении к письму ФНС от 28.10.2020 № АБ-4-19/17644). Запрос на выписку можно составить в свободной форме. В вашем бухгалтерском сервисе наверняка есть форма заявления на сверку, как в Контур.Бухгалтерии. В заявлении должны быть такие сведения:
- название компании или имя предпринимателя;
- ИНН, КПП, ОГРН;
- контакты для связи;
- период, за который хотите провести сверку;
- список налогов, по которым хотите провести сверку;
- способ получения акта или выписки — электронно или в бумажном виде по почте;
- имя, должность и подпись сотрудника, подающего заявление.
Если не указать в заявлении период расчетов, сверку проведут с 1 января текущего года до даты заявления. Если не указать КБК, по которым нужна сверка, ее проведут по всем налогам, взносам, штрафам, пеням, по которым были начисления и оплаты.
Шаг 2
Отправьте заявление и получите документы. Это можно сделать такими способами:
- лично в налоговой;
- через МФЦ;
- по почте на адрес инспекции;
- через свой бухгалтерский сервис, если у вас настроен электронный документооборот с ФНС, тогда вы получите акт или выписку в электронном виде;
- через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговая получает заявление и формирует акт или выписку. Если вы сдавали заявление лично, то в первые три дня можете забрать документ сами в инспекции, потом его отправляют на адрес налогоплательщика почтой.
Шаг 3
Сверьте данные акта и выписки со своими сведениями. Здесь события могут развиваться по-разному:
- если вас все устраивает, расхождений нет, нужно подписать акт на последней странице раздела 1 «Согласовано без разногласий» и отправить в ФНС;
- если есть расхождения между вашими данными и сведениями ФНС, тогда в разделе 1 акта в четвертой графе рядом с суммами ФНС вписывают суммы по вашим данным, а на последней странице акт подписывают с пометкой «Согласовано с разногласиями».
Подписанный экземпляр передают в ФНС. Если вы работаете с бумажным документом, то один из двух экземпляров остается у вас.
При разногласиях налоговая проверит свои сведения и запросит у вас первичные и платежные документы, которые подтверждают ваши сведения. Если ошибка на стороне налоговой, то в течение 5 рабочих дней ее должны исправить. Если ошибка на вашей стороне из-за оплошностей в учете или при заполнении платежек, налоговая сообщит, какую именно ошибку надо исправить. Для этого подают уточненную декларацию, доплачивают налог и пр. Когда расхождения устранят, ФНС направит вам новый акт сверки, его опять нужно будет проверить и подписать — с разногласиями или без — и вернуть в налоговую.
Справку о состоянии расчетов с бюджетом, в отличие от акта, подписывать не нужно. Она просто дает более подробные сведения о начислениях и платежах по данным ФНС.

Контур.Бухгалтерия — веб‑сервис для бизнеса!
Ведите учет, платите налоги и зарплату, отчитывайтесь через интернет в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия.
Когда налоговая может не выдать акт или выписку
Налоговая может отказать в сверке в таких случаях:
- заявление отправили не в свою инспекцию;
- в заявлении не хватает важных реквизитов: названия или ФИО, подписи руководителя, печати компании;
- если уполномоченный представитель подал заявление без доверенности;
- если налогоплательщик не выполняет свои обязательства по уплате налогов и взносов, сдаче отчетов: тогда вместо акта или выписки он получит письмо о неисполнении государственной функции.
Письмо-отказ или письмо о неисполнении налоговая отправит в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления и укажет причины отказа.
Как расшифровать акт сверки
Бумажный акт по установленной форме может внешне отличаться от электронного акта, который вы получите в личном кабинете налогоплательщика или в своем бухгалтерском сервисе. Но суть одна: в таблице есть данные по налогам, пеням, штрафам. Вы видите суммы долга и переплат.

Бумажный типовой бланк
Таблицы в электронных документах обычно составлены более прозрачно и их удобнее расшифровывать. Но в любом случае, если вы увидите пустые значения или нули в полях, это означает, что никто никому не должен. Если в части полей указаны положительные суммы — возникла переплата. Если суммы отрицательные — у вас долг перед налоговой по конкретному платежу.
Если видите в акте переплату, не спешите возвращать ее, особенно это касается упрощенцев. Часто переплаты возникают, если вы заказали сверку до подачи годовой налоговой декларации. В такой ситуации налоговая еще не знает сумм налога, которые от вас надо ждать, а ежеквартальные авансовые платежи помечаются как переплата. Когда ФНС увидит сумму налога из декларации — переплата исчезнет.
Если же в акте вы видите непонятные переплаты и долги, то причину их появления прояснит только выписка операций по расчетам.

Легко платить налоги, зарплату и отчитываться
Контур.Бухгалтерия напомнит об уплате налогов, проведет расчет, заполнит и проверит декларацию для отправки онлайн.
Как расшифровать выписку по расчетам
В выписке по расчетам с бюджетом можно увидеть такие суммы:
- начисленные налоги — о них ФНС узнает из ваших деклараций;
- уплаченные налоги, взносы, штрафы и пени;
- начисления по итогам налоговых проверок;
- сальдо по расчетам на начало периода, за который составлена выписка.
Выписка приходит в электронном виде по форме, которая утверждена приказом ФНС от 13.06.2013 N ММВ-7-6/196@. В вашем бухгалтерском сервисе форма может визуально немного отличаться от примера из приказа.
В первую очередь в выписке указывают дату, на которую она создана, и период, который она охватывает. Затем указывают данные о налогоплательщике, инспекции, названии и КБК налогов, которые в выписке отражены.
После этого идет таблица с расчетными данными:
- графа 1 — дата, когда в системе появилась запись об уплате налога;
- графа 2 — срок уплаты, то есть день передачи в банк платежки;
- графа 3 — содержание операции: «уплачено», «программно доначислена пеня», «начислено по расчету»;
- графы 4-8 — документы-основания для отражения операции и налоговый период документа — «ПлПор» — платежка, «РНалП» — расчет по налогу;
- графа 9 — вид платежа — налог, штраф, пеня;
- графы 10-12 — начисленные суммы (дебет), уплаченные (кредит) и сальдо на начало периода;
- графы 13-14 — переплата или долг по платежу и карточке «Расчеты с бюджетом»;
- графа 15 — досрочно уплаченный отсроченный долг.
В 13 графе указывают долг или переплату по конкретному платежу: положительная сумма — переплата, сумма с минусом — ваш долг.
Суммы из 10 графы — это начисления налоговой, их вы должны уплатить. А суммы в 11 графе — это ваши оплаты. Все строки идут в хронологическом порядке, и можно видеть, как налогоплательщик делает платежи, а налоговая начисляет налог и эти платежи учитывает.

Пример выписки по расчетам с бюджетом
Давайте рассмотрим на примере, как читать выписку. Выше — образец выписки, красной рамочкой в нем выделена история расчетов по налогу УСН. Видим такие события:
- 13 марта компания уплатила налог УСН — 70 148 рублей;
- 31 марта налоговая увидела сумму этого налога в сданной декларации и начислила его, отчего дебет «схлопнулся» с кредитом, и по 13 столбцу получился ноль;
- затем компания начисляла авансы по налогу: 28 июля — 79 784 рубля, которые на начало следующего года временно зафиксировались как переплата; затем 16 января компания уплатила 178 000 рублей, а 25 марта — еще 45 557 рублей; к этому моменту в 13 столбце накопилась переплата 303 231 рубль;
- в следующих четырех строках налоговая, судя по всем обработала декларации, представленные с опозданием, и начислила авансы и налог, которые постепенно «съели» до нулевого значения переплату в 13 столбце;
- далее, скорее всего, из-за опозданий компании с платежами система трижды начислила пени, и они копятся в 13 столбце.
Совет эксперта: Если вы разобрались в выписке и нашли в ней долг, прежде всего проверьте, все ли ваши платежи увидела налоговая. Видите, что платежи указаны не все — соберите платежки об уплате налогов и пишите в налоговую, чтобы разобраться.