Зачем нужна банковская выписка физлицу или бизнесу? Она помогает управлять финансами или может пригодиться при получении кредита. Расскажем, для чего используют этот документ, как его получить и можно ли это автоматизировать.
Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины
Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.
Что такое банковская выписка
Банковская выписка — это документ со списком всех операций по счету за конкретный период — неделю, месяц, квартал. Неважно, кому принадлежит счет: юридическому лицу, ИП или физлицу — в перечне будут показаны сведения о приходах и расходах, о времени их совершения, адресатах и отправителях платежей.
Единой формы у документа нет, каждый банк может формировать его по-своему, но обычно в нем отражаются:
- название банка и имя владельца счета или название организации;
- номер счета;
- период, за который делается выписка;
- состояние счета на начало и конец периода;
- операции в хронологическом порядке по приходам и списаниям с указанием адресата или отправителя, даты платежа и его назначения;
- обороты по доходам и расходам по счету за период.
Сведения в документе для физлица и юрлица отличаются: для юрлиц обычно назначение платежа и плательщик прописываются более подробно. Вот фрагмент выписки с расчетного счета физлица в Альфа-банке:
Зачем нужна банковская выписка
С помощью этого документа физлицо или предприниматель видит, когда и сколько денег переводили со счета и получали на счет, сколько всего за период всего было поступлений и списаний. Безналичные расчеты сегодня применяются гораздо чаще наличных, а выписка показывает все данные по приходам и расходам. И вот для чего это может пригодиться.
Сервис сам рассчитает авансы и налоги
Контур.Бухгалтерия рассчитает суммы на основе данных учета, подготовит платежки и отчеты, напомнит об уплате и отправке.
Контроль финансовых потоков
Физлица и небольшой бизнес используют выписку для анализа трат и поступлений — это помогает понять ситуацию, скорректировать деятельность, планы и прогнозы. Данные из этого документа можно легко перенести в таблицы управленческого учета, а некоторые банки формируют выписку в формате Excel: в таком файле удобно фильтровать операции по конкретному контрагенту.
Правда в этом случае анализ приходится проводить вручную или вручную же переносить данные из выписки в собственные управленческие таблицы. Но такую работу можно автоматизировать. Некоторые бухгалтерские сервисы при загрузке выписки формируют на ее основе управленческие отчеты для директора. Например, Контур.Бухгалтерия создает отчеты по долгам, продажам, оплатам и отгрузкам, проводит финансовый анализ деятельности.
Еще больше отчетов формируют в автоматическом режиме специальные сервисы для финансового контроля. В таком сервисе все отчеты строятся на анализе банковских выписок, которые подгружаются в систему со счетов компании. Руководитель видит не только аналитику по приходам и расходам, но и прогноз по кассовым разрывам, отчет о прибылях и убытках, движении денежных средств, соотношение план/факт и не только.
Получение кредита
Иногда выписка может понадобиться при получении кредита. Если предприниматель открыл расчетный счет в одном банке, а кредит хочет взять в другом, потому что там выгодные условия, — банк-кредитор может запросить у него выписку по счету. Это поможет проверить платежеспособность будущего клиента. В таком случае уточняйте, достаточно банку электронного документа или потребуется бумажный с «мокрой» печатью и подписями работников банка.
Банковские и налоговые проверки
У банков есть обязанность — выявлять нарушителей Закона 115-ФЗ, к ним относятся недобросовестные налогоплательщики и обнальщики. Поэтому банки довольно пристально следят за работой компаний и ИП и проверяют, откуда к ним поступают деньги, платят ли они налоги и на что расходуют средства. Если у компании счет в одном банке — все просто: банк проверяет клиента по движению средств, которое может увидеть. Но если у бизнеса счета в разных банках, могут возникнуть вопросы. Скажем, если предприниматель платит налоги со счета в одном банке, то другой банк этого не видит. Он может запросить выписки из других банков, чтобы убедиться, что его клиент — добросовестный налогоплательщик.
Выписка бывает нужна и при налоговых проверках. Скажем, если налоговики обнаружили ошибки в отчетах, они могут запросить документ, чтобы свериться с операциями по расчетному счету.

Облачная бухгалтерия от Контура для бизнеса
Простой учет, авторасчет налогов и зарплаты, отправка отчетности онлайн, ЭДО, бесплатные обновления и техподдержка.
Бухгалтерский и налоговый учет
Чтобы правильно рассчитать налогооблагаемую базу, нужно учесть все доходы и расходы. Если платежи делались с расчетного счета или же на него приходили оплаты, это отражается в выписке, и именно она помогает корректно учесть затраты и прибыль в налоговом учете.
ИП могут вести только налоговый учет, а вот организации обязаны вести еще и бухгалтерский — отражать на бухгалтерских счетах хозяйственные операции. Для учета операций по расчетному счету есть бухгалтерский счет 51. Бухгалтер при его заполнении сверяется с банковской выпиской, чтобы на счете не было лишних операций и чтобы не потерять ни одну из них.
Сегодня мало кто ведет учет вручную — большинство бухгалтерий работают в учетных программах и сервисах. Такие программы автоматически «раскидывают» по бухгалтерским счетам операции из банковской выписки — нужно только выгрузить ее в виде файла из интернет-банка и загрузить в учетный сервис. После этого система предложит бухгалтеру проводки для каждой операции в списке, а бухгалтер подтвердит их или скорректирует.
Один из «мастхевных» инструментов сегодня — автоматический импорт банковской выписки в учетный сервис, или интеграция с банком. Если в системе есть такая возможность, бухгалтер настраивает связь системы с интернет-банком. После этого данные о движениях по счету будут подгружаться в учетный софт автоматически.
Например, в Контур.Бухгалтерии это происходит так: сервис каждые два часа связывается с интернет-банком и проверяет, есть ли новые движения по счету. Если движения есть, он предлагает бухгалтеру подгрузить их. Бухгалтер может в один клик загрузить выписку с новыми операциями и применить проводки по подсказке системы.
А еще выписка может понадобиться в спорах с ФНС по налоговым платежам или перекрестных проверках контрагентов, по запросу суда, для информирования инвестора, для участия в торгах и при ликвидации компании.
Как получить выписку из банка
Формат документа и способ его получения зависит от целей физлица или бизнеса. Если ИП или компания настроили интеграцию с банком, как мы рассказывали выше, и получают сведения о движениях по счету прямо в учетный сервис, то сама выписка им может не понадобиться. В отличие от платежных поручений, ее не обязательно получать в расширенном виде и хранить в бухгалтерии.
Электронная выписка
Если у ИП или компании нет интеграции с банком, тогда сведения о движениях по счету нужно передавать в бухгалтерию в виде банковской выписки. Для этого достаточно электронной версии — обычно предприниматель или специалист компании загружает ее из личного кабинета или мобильного приложения банка. Банки формируют документ в разных форматах: PDF, TXT, Excel. Каждый из форматов подходит для разных целей: скажем, PDF удобно передать в налоговую или в другой банк, TXT загружают в учетный софт. Формат Excel используют для внутреннего учета — в таком файле удобно фильтровать поступления и оплаты по контрагенту или периоду.
Путь для формирования выписки зависит от интерфейса интернет-банка или мобильного приложения. Но обычно нужно найти счет, нажать на кнопку получения выписки, выбрать период, за который она сформируется — от 1 дня и более. Как правило, документ готовится моментально и скачивается в папку «Загрузки», но иногда на это уходит больше времени, а сам файл отправляется по адресу электронной почты, который вы укажете.
В некоторых интернет-банках можно получать выписки за месяц на адрес электронной почты. Для этого нужно настроить процесс, указать адрес и регулярно получать файлы.
Ведите учет в удобной онлайн‑бухгалтерии
Добавляйте документы и подгружайте банковскую выписку, а сервис отразит доходы и расходы, предложит проводки, рассчитает налоги и подготовит отчеты.
Бумажная выписка
Иногда может понадобиться документ на бумаге: скажем ее запрашивает налоговая. Уточните, подойдет ли инспектору просто распечатанный документ или нужна выписка с «мокрой» печатью и подписью сотрудника банка. Бумажный вариант придется получать в отделении банка у операциониста. Понадобится документ, удостоверяющий личность, а для юрлиц в банк должно пойти уполномоченное лицо с паспортом и доверенностью.
Некоторые банки предлагают услугу — получение бумажной выписки через банкомат. Для этого нужно вставить в устройство карту, в интерфейсе найти кнопку для получения выписки и выбрать способ формирования «На чеке». Детализация по операциям будет ниже, но основные цифры вы узнаете.
Как обработать банковскую выписку
Как бухгалтер обрабатывает выписку после ее получения? Прежде всего он сверяет операции из списка со своими данными: все ли запланированные платежи прошли и нет ли лишних операций. Если движений по счету много, это лучше делать ежедневно. Если платежей мало, то можно делать это реже, главное отслеживать важные поступления и оплаты. Именно выписки помогают контролировать движение денег в бизнесе и принимать оперативные финансовые решения. Поэтому опытный бухгалтер всегда обрабатывает их в первую очередь.
Если во время проверки бухгалтер обнаружил расхождения банковских и своих данных, при этом уверен в своих сведениях, нужно срочно сообщить об этом в банк. А если все хорошо, то после проверки бухгалтер вносит платежи в учетный сервис, делает проводки. Тогда сведения программы о задолженностях и доходах будут актуальными. На основании выписки наряду с другими документами формируются данные бухгалтерского и налогового учета.
Как мы уже писали, некоторые сервисы подгружают сведения о движениях по счету регулярно. Бухгалтеру остается только проверить операции, назначить проводки и принять их в учет. При интеграции с банком есть еще одно удобство: платежные поручения не нужно выгружать в виде файла и затем импортировать в интернет-банк. Они сразу отправляются из учетного сервиса в банк, где их остается только подписать.
Интеграция с банком избавляет от ошибок при ручном переносе данных, а еще экономит бухгалтеру и предпринимателю до 15-30 минут в день. Им не приходится многократно входить в интернет-банк, выгружать файлы с выпиской или загружать файлы с платежками и передавать их друг другу.
Распечатывать выписки, чтобы хранить их вместе с другими бумажными документами, не обязательно. С одной стороны, если это удобно для работы, то можно и печатать документы. С другой стороны, выписка не входит в число первичных документов, ее не нужно хранить, заверив подписью и печатью. Кроме того, сам банк хранит данные о движениях по счету не менее 5 лет, так что необходимости в печати выписок нет.
Коротко о главном
Итак, банковская выписка — это перечень всех операций по счету за указанный период с детализацией: обычно в нем указан отправитель/получатель и назначение платежа. Бизнесу документ нужен для налогового, бухгалтерского и управленческого учета, а иногда — для получения кредита в банке и прохождения налоговых проверок. Чаще всего выписку используют в электронном виде: ее можно сформировать в интернет-банке. Некоторые учетные сервисы позволяют настроить интеграцию с банком и получают сведения об операциях автоматически.
Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины
Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.