Кассовый разрыв простыми словами — Контур.Бухгалтерия

Кассовый разрыв простыми словами

Пришла пора платить по счетам, платить налоги. Бизнес, вроде бы, работает, деньги в кассу и на счет поступает, но их катастрофически не хватает для расчета по обязательствам. Это статус в работе называется «кассовый разрыв».

bk

Ведите учет в удобной онлайн‑бухгалтерии

Добавляйте документы и подгружайте банковскую выписку, а сервис отразит доходы и расходы, предложит проводки, рассчитает налоги и подготовит отчеты.

Кассовые разрывы — всегда неприятная ситуация для бизнеса. И особенно тяжело их переживают небольшие компании. По разным оценкам аналитиков, в том числе по итогам исследования финансовой грамотности предпринимателей, инициированным Банком России, с проблемой кассовых разрывов сталкиваются от 30% бизнесов. Во время пандемии ковида в 2020-2021 годах с кассовыми разрывами сталкивался практически каждый второй бизнес.

Причины появления кассовых разрывов

Кассовый разрыв может возникнуть ожидаемо: плохие продажи, обязательства по налогам, кредитам и другим сборам, — а может возникнуть внезапно из-за форс-мажорных обстоятельств. Например, пожар, кража товаров, взыскание по суду. Иногда это могут быть внешние причины, связанные с политической и экономической обстановкой. У каждого предпринимателя своя история появления кассовых разрывов — вот несколько таких историй. 

Отсутствие управленческого контроля. Небольшое ООО, торгующее в розницу фармацевтическими препаратами, БАДами, средствами гигиены, открыло в офисных центрах киоски. Через несколько месяцев, несмотря на то, что каждая точка приносила ежедневно деньги в кассу, компания не могла найти денег на выплаты зарплат, налоги, закупку товара, аренду площадей. После проведенного аудита стало понятно, что большинство киосков работают в минус, часть закупленного товара плохо оборачивается. В итоге затраты на зарплату, закупки, аренду больше заработанного. 

Недочеты в планировании. Торговая компания успешно закончила год, в ноябре и декабре благодаря сезонным распродажам на счетах был достаточный запас средств. В это время собственник компании увидел отличное предложение по продаже складского помещения. Совместно с коммерческим директором решили приобрести объект недвижимости. Содержание склада, ремонт, налоги на имущество потребовали дополнительных затрат. В первом квартале следующего года был ожидаемый и закономерный сезонный спад. Так как все запасы ушли на склад, то в марте компании нечем было платить заработную плату и налоги. Пришлось взять кредит.

Непредвиденные изменения в поступлениях денег. Маркетинговое агентство на тендерах получило несколько привлекательных контрактов, в том числе с бюджетными учреждениями. Часть средств за работу была получена по предоплате, по остальным клиентам были спланированы ежемесячные абонентские платежи и платежи по итогам завершения проекта. Чтобы выполнить все намеченные работы, компания наняла новых сотрудников, переехала в более просторный офис, увеличила траты на представительские расходы и участие в профильных конференциях. Но вскоре один клиент пересмотрел условия сотрудничества и сократил расходы, бюджетное учреждение долго не принимало выполненный проект и задерживало платежи, по другим клиентам тоже ситуация динамично изменялась. В итоге через полгода компания оказалась в серьезном минусе. Часть сотрудников пришлось уволить.

bk

Веб‑сервис для малого бизнеса

Автоматизируйте работу с сотрудниками, сдавайте отчеты и ведите учет в Контур.Бухгалтерии без авралов и рутины.

Если проанализировать все случаи появления кассовых разрывов, то есть четыре основных причин их появления.

Причина 1. Работа в убыток

Когда компания тратит больше, чем зарабатывает, то постепенно кассовый разрыв будет увеличиваться. Если ежемесячные платежи еще как-то можно закрыть, то квартальные и годовые — уже сложнее. Поэтому регулярно нужно отслеживать, как и сколько компания зарабатывает. Ситуация может осложниться, если в бизнесе есть несколько юрлиц или самостоятельных направлений. В итоге по общим доходам кажется, что оборот достойный и прибыль есть, но по факту расходов больше, чем доходов. 

Причина 2. Дебиторская задолженность 

Бывает и так, что компания наладила бизнес-процессы, оптимизировала расходы, в том числе на персонал, аренду, транспорт, но из-за больших просрочек по платежам от покупателей денег на счетах не хватает. Деньги вроде бы заработаны, а у компании их нет. 

Причина 3. Избыточные запасы на складах

Если компания произвела продукцию, но ее не реализовала или если приобрела материалы, которые долгое время не использует, то затоваривание тоже ведет к кассовым разрывам. Деньги потрачены, но они не вернулись в виде дохода от реализованной продукции.

Причина 4. Неверные решение об инвестировании

Главное правило: инвестировать нужно прибыль, а не полученные оборотные средства. Когда успешно идут продажи, довольно стабильный поток средств приходит на счета и в кассу предприятия, у предпринимателя возникает желание расширяться, инвестировать в основные и оборотные средства. Но без четкого анализа, прогноза по будущим тратам и платежам такие инвестиции лучше не делать. Иначе возникнет ситуация, как в примере с покупкой склада. 

Остальные причины появления кассового разрыва — это частные случаи описанных выше. Бывает и так, что на появление кассового разрыва влияют сразу несколько факторов: скажем, и убыточные направления, и большой объем дебиторской задолженности. 

bk

Облачная бухгалтерия от Контура для бизнеса

Простой учет, авторасчет налогов и зарплаты, отправка отчетности онлайн, ЭДО, бесплатные обновления и техподдержка.

Профилактика кассовых разрывов

Кассовый разрыв не появляется за один день. Как правило, ему предшествуют разные события, на которые нужно вовремя обращать внимание. 

Управленческий учет

Главная условие профилактики кассовых разрывов — это грамотно налаженный управленческий учет. Основные отчеты, которые руководитель и финансовый директор должны регулярно отслеживать, это отчёт о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. 

В отчёте о прибылях и убытках отражаются данные о затратах и заработках компании. В нем учитывается вся прибыль и все убытки за конкретный период. Например, за месяц, квартал, год. В основе отчёта — метрика PnL (Profits and Losts). Это результат отчёта — значение, которое получается при расчёте всех доходов и убытков.

Бухгалтерский баланс – это документ, который содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале. В нем два основных раздела — актив и пассив. Баланс позволяет проанализировать деятельность компании и ее активы, так как в нём отражается вся информация об имуществе и долгах в денежном эквиваленте.

Отчет о движении денежных средств показывает все поступления на счет и в кассу за определенный период, а также остатки денег на начало и конец периода. 

Но самый простой способ следить за финансовым состоянием фирмы — ежедневно рассчитывать остаток денежных средств по формуле: 

деньги на конец дня = деньги на начало дня + поступления от покупателей − выплаты поставщикам. 

Эти данные легко отслеживать в простой таблице в excel.

Планирование

Следующий шаг, который поможет избежать кассовых разрывов или минимизировать их — это план платежей на ближайший квартал, полугодие или год. Мы заранее знаем, какие постоянные расходы будут (ФОТ, аренда, налоги и т.д.) и можем прогнозировать поступления от клиентов компании. Если бизнес сильно зависит от сезонности, то риск кассового разрыва в низкий сезон возрастает. 

Контроль дебиторки и оборотов

Еще один важный шаг профилактики кассовых разрывов — регламент работы с дебиторкой и контроль за оборачиваемостью складов. 

В регламенте по работе с дебиторской задолженностью нужно прописать этапы, ключевых ответственных сотрудников, контрольные точки. Например, если клиент не платит больше 15 дней, кто-то из сотрудников подключается к сбору задолженности, затем подключается юрист и составляет досудебную претензию. Возможно, компании нужен отдел по работе с задолженностью. 

Аналогичный регламент нужно составить и для управления запасами. И у товаров, и у материалов надо отслеживать оборачиваемость. У товаров на продажу — смотреть маржинальность, выводить из оборота низкомаржинальные, продавать излишки материалов. Все, что долго хранится на складе, это замороженные деньги. А деньги должны работать. 

bk

Онлайн‑бухгалтерия без авралов и рутины

Ведите учет в удобной онлайн-бухгалтерии: учет, расчет зарплаты и пособий, отправка отчетности в ФНС, СФР, Росстат.

Как выходить из кассового разрыва

Первый шаг для выхода из кассового разрыва — объемный и честный аудит всего происходящего. Анализ основных отчетов, подсчет имеющихся средств, товаров, кредиторской задолженности, дебиторки. 

Второй шаг – постараться как можно быстрее наладить поступления денег: активизировать работу с дебиторкой, распродать остатки. Буквально с каждым должником созвониться, составить график погашения дебиторки. 

Третий шаг – управление кредиторской задолженностью. Для этого составьте платежный календарь, синхронизировав его с календарем поступлений. Если нужно платить поставщикам, постарайтесь реструктуризировать платежи, разбить их на части. Помните, что заработную плату и налоги нужно платить в срок, поэтому эти платежи будут первоочередными. Все поступления сразу же распределите между первоочередными оплатами. Например, часть поступивших денег — на оплату, часть на налоги, еще одну часть — поставщикам. 

Четвертый шаг – оптимизация затрат. Посмотрите, от чего можно отказаться прямо сейчас. Наверняка есть траты, которые нужно пересмотреть, а освободившиеся средства направить на погашение задолженностей.  

Кассовый разрыв — это рабочая ситуация, с которой сталкиваются многие. Можно перекрыть разрыв с помощью заемных средств (кредит), овердрафтом, факторингом. Все эти финансовые инструменты помогают бизнесу продолжать работать даже при отсутствии поступлений. Но любые кредиты и займы влияют на рентабельность, уменьшают маржу, ведь приходится возвращать деньги с процентами. Поэтому заемными средствами лучше пользоваться только в крайних случаях, имея четкие гарантии, что деньги скоро поступят. 

Главное — не допускать кассовых разрывов и в ежедневном режиме отслеживать поступления денег и расходы.

bk

Ведите учет в удобной онлайн‑бухгалтерии

Добавляйте документы и подгружайте банковскую выписку, а сервис отразит доходы и расходы, предложит проводки, рассчитает налоги и подготовит отчеты.


Онлайн-сервис или программа для расчета заработной платы

Иногда бизнесу нужна отдельная программа или сервис для расчета зарплаты и отчетности по сотрудникам. Расскажем, какие возможности должны быть у такой программы и покажем основные операции на примере «Зарплаты» в Контур.Бухгалтерии.

Договор займа между юридическими лицами

Когда бизнесу нужны оборотные средства, кроме банковских кредитов, можно взять деньги у другого юридического лица. А кредитор, оформляя заём юридическому лицу, может выгодно разместить свободные деньги и заработать на этом процентный доход. Расскажем, как действует такой договор займа.

Договор займа между физическим и юридическим лицом

Часто юридическому лицу нужно получить оборотные средства для развития бизнеса, но не всегда удобно и выгодно обращаться за займом в кредитную организацию. Тогда можно занять деньги у физического или юридического лица. Такой заём может быть беспроцентным или процентным. Разберемся, какой договор необходимо заключить для оформления займа.

Учет товаров на маркетплейсах

Маркетплейсы — отличный канал для моментального вывода на рынок своих товаров. Они активно развиваются последние несколько лет, каждый год демонстрируя стабильный рост товарооборота, торгового оборота и количества продавцов. В торговлю на маркетплейсах вовлекается все больше компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому важно научиться разбираться с базовыми бухгалтерскими и управленческими процессами, чтобы бизнес шел успешно и приносил прибыль.

Вы всё ещё думаете? Просто попробуйте